1 декабря юные скрипачи и их педагоги из ДМШ № 3 им. Д. Д. Шостаковича и ЕДМШ № 16 представили совместный творческий проект «Секреты скрипичного мастерства». Участники проекта подготовили музыкальные произведения и поделились своими маленькими секретами, которые помогают совершенствовать исполнительское мастерство.
Современные словари определяют мастерство как исключительное уменье, высокое искусство в какой-нибудь области. Это формируемый уровень профессионализма, вырабатываемый личный опытом, наблюдательностью, высокими способностями к творчеству в данном виде деятельности. В основе любого мастерства лежит труд. Именно этот первый секрет скрипичного мастерства раскрыли младшие участники проекта: Ягодина Алиса (ДМШ № 3), Попова Василиса Невоструева Зоя, Елизавета Каркавина (ЕДМШ № 16). Дети не могут поступать по своему желанию, выбор за них делают родители. В ранние годы обучения будущего скрипача родители выступают в качестве «помощников», побуждая его играть. Они устанавливают режим, напоминают, что надо репетировать, возят на уроки, решают различные вопросы. Чтобы ребенок стал музыкантом, самое важное — это характер. Способных детей много, но гораздо меньше тех, кто готов усердно заниматься, иногда отказываясь от других занятий и увлечений.
Музыка — искусство временное. Музыкальные звуки имеют не только высоту, но и длину. Закономерное чередование сильных и слабых долей создаёт в музыке размер, или метр, который заполняется разнообразными нотными длительностями и образует ритмический рисунок, или «ритм». Ритмичная игра — это еще один секрет мастерства юных музыкантов, который представила Маргарита Кузнецова (ДМШ № 3) и исполнила Концертино А. Комаровского, точно соблюдая ритмический рисунок и выдерживая все паузы.
Юные музыканты отметили, чтобы стать настоящим мастером скрипичной игры, нужно совершенствовать свое техническое мастерство, а гость проекта Виктория Кустовская (СМУ им. П. И. Чайковского) исполнила подвижные пьесы: А. Живцов «Мазурка» и А. Яньшинов «Прялка».
Известный скрипичный педагог Пётр Соломонович Столярский часто говорил своим ученикам: «Кого ты хочешь перегнать? Играть на скрипке — это не прыгать на лошади. Покажи мне красивую музыку». Следующий секрет скрипичного мастерства участники проекта определили как создание образа. Елизавета Махнычева (ЕДМШ № 16) исполнила изящный «Менуэт» Л. Боккерини, Анастасия Махнычева (ЕДМШ № 16) —лиричную «Песенку без слов» П. И. Чайковского, Вероника Алексеенко‑Недышилова (ЕДМШ № 16) — «Граве» И. Бенда и «Бабочки» В. Шера, София Алексеенко‑Недышилова (ЕДМШ № 16) — «Незабудку» А. Аренского и «Бабочку» К. Бёма, Мария Петрова (ДМШ № 3) — «Ларго» Ф. Верачини.
Чтобы стать скрипачом, нужно не только много заниматься, вырабатывая свой стиль и манеру игры, но и учиться выступать перед зрителями, сохраняя самообладание. Оля Мотошина (ДМШ № 3) поделилась своими приемами концентрации внимания и преодоления сценического волнения и исполнила «Размышление» Ж. Массне.
Скрипач редко выступает один. Чтобы стать настоящим мастером, необходимо уметь играть в ансамбле с концертмейстером и друг с другом. В заключение концерта София и Вероника Алексеенко‑Недышиловы исполнили «Salut D'amour» Э. Элгара и «Венгерский танец № 5» И. Брамса.
Участники концерта дружными аплодисментами выразили благодарность своим концертмейстерам Ирине Александровне Кисловой (ЕДМШ № 16), Марии Борисовне Зайцевой (ДМШ № 3) и преподавателям Инне Велловне Нурк, Марине Александровне Шабуровой (ЕДМШ № 16) и Елена Владимировне Рукавичниковой (ДМШ № 3).